Алкоголь крупным планом

Потребление водки в Удмуртии падает 13.04.2009

Потребление водки в Удмуртии падает

С обострением кризиса продажи крепких алкогольных напитков в Удмуртии сократились: в октябре – на 18%, в ноябре – на 27% и только в декабре заводы смогли реализовать столько же, сколько в 2007 году. Хотя начало и середина 2008 года были успешны для алкогольной отрасли Удмуртии: продажи крепких алкогольных напитков выросли за 9 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 5%. Однако ситуация резко изменилась осенью 2008 года.

Нынешняя ситуация привела к тому, что в целом по году продажи крепких ЛВИ на территории республики сократились на 1,5%. В связи с удорожанием кредитов производителям алкоголя пришлось серьезно пересмотреть свою финансовую политику, – были уменьшены отсрочки платежей для ритейлеров, а некоторые из них переведены на предоплату, пишет Business Class.

Все считают деньги. Как рассказал  Вячеслав Чубуков, руководитель службы маркетинга ОАО «ЛВЗ «Глазовский», завод начал с ужесточения требований по дебиторской задолженности: «Такая стратегия помогла предприятию работать без убытков».

Но если глазовскому ЛВЗ в декабре удалось обойти показатели предыдущего года на 14%, то сарапульский ушел в минус и до сих пор не смог подняться. «Я считаю, что хорошие показатели у глазовского завода достигнуты за счет высокой доли вывоза продукции за пределы Удмуртии», – поясняет Петр Пономарев, министр торговли и бытовых услуг УР.

Наиболее активную экспансию республиканские заводы ведут в Свердловской и Кировской областях и Пермском крае. «Здесь уже налажены логистика, отношения с оптовиками. Продукцию узнают потребители. Уже наметилась конкуренция и между дистрибьюторами, поэтому торговые представители сокращают их количество», – рассказывает Вячеслав Чубуков.

Квартальное падение. Первые три месяца 2009 года в целом по Удмуртии падение потребления крепких алкогольных напитков составило 7%, прямо пропорционально произошло одинаковое сокращение производства как на сарапульском, так и на глазовском предприятии. В основном падение произошло в январе, жители купили меньше продукции, чем ожидалось изначально. Однако, по мнению Вадима Дробиза, директора Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (г. Москва), падение на 7% – «это очень хороший показатель». «Дело в том, что производство ЛВИ по России в среднем упало на 20% начиная с октября 2008 года, так что Удмуртия чувствует себя в 2 раза лучше относительно других регионов. Положение двух заводов–производителей очень устойчиво как на внутреннем, так и на внешнем рынке. До кризиса почти 35% своей продукции они вывозили за пределы республики, на сегодняшний день, я уверен, их позиции только упрочатся», – предполагает Вадим Дробиз.

В абсолютных цифрах жители республики выпили 2 млн бутылок водки по итогам двух месяцев 2009 года, что на 300 тысяч бутылок меньше, чем за тот же период в прошлом году. «Это удивительно. Традиционно во время кризиса для снятия стресса люди предпочитают крепкие алкогольные напитки, – считает Вадим Дробиз, – а в Удмуртии мы наблюдаем спад. Я могу сделать вывод о том, что в республике выросло потребление контрафактной продукции и суррогатов». Однако, по словам участников рынка, в республике пока проникновение нелегальной продукции не обнаружено.

Судя по структуре розничных продаж до кризиса, Удмуртия «оцивилизовывалась» – бросала пить водку и переходила на коньяк и виноградное вино, отмечают ритейлеры. Затем в сентябре население увеличило потребление водки и ЛВИ. В октябре сократился прирост потребления коньяка и сохранился темп прироста потребления вина. В ноябре вновь сократился уровень потребления водки. Потребление коньяка оставалось на прежнем уровне – к тому времени по цене он приблизился к водке по 150 рублей. В декабре 2008 г. месяц предпраздничной торговли показал прирост крепкого алкоголя, обогнавший виноградное вино. В январе произошел резкий спад потребления водки. По данным Петра Пономарева, в этот период наметился повышенный спрос на сахарный песок, его продажи увеличились в 1,5 раза. «Отсюда я делаю вывод о том, что в Удмуртии набирает обороты самогоноварение», – предположил министр.

По словам Вячеслава Чубукова, спрос на алкогольную продукцию в республике не уменьшился, а произошло перераспределение спроса между видами алкогольной продукции: «Стали расти объемы продаж дешевых портвейнов и крепкого пива. Внутри водок произошло перераспределение между сегментами: уменьшилась доля медиального сегмента, ее потребители перешли на более дешевую. Объемы продаж водки премиум– и эконом–класса практически не изменились».

Нелегалы. Участники рынка сходятся во мнении: 2009 год будет напряженным для производителей алкоголя, уже сейчас начинается изменение структуры рынка, некоторые крупные производители алкоголя в России приостановили производство, например «Веда», некоторые серьезно сократили объемы выпуска. «Сложности испытывают также оптовые и розничные продавцы алкоголя, увеличился объем неплатежей, многие испытывают трудности с перекредитованием. Все это может привести к снижению объемов продаж, хотя на ЛВЗ «Глазовский» таких явлений не наблюдается. Показателен тот факт, что за два месяца 2009 года завод продвинулся по рейтингу производителей ЛВИ с 19 на 11 место», – резюмировал г–н Дробиз. Между тем Петр Пономарев отметил, что Удмуртия уже скорректировала планы по отгрузке ликероводочной продукции с 2500 тысяч декалитров до 2300 тысяч декалитров. Таким образом, бюджет Удмуртии, по прогнозам министра, недополучит 7% отчислений по акцизам. «Но это оптимистичный прогноз. По моим подсчетам, удмуртский бюджет может недополучить более 15% отчислений за счет увеличения потребления суррогатов», – резюмировал Вадим Дробиз.


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: