Несколько дней назад в торгово-промышленной палате Российской Федерации обсуждался вопрос «О проблемах регионального сепаратизма и создании незаконных преференций местным производителям продовольственных товаров».
Казалось бы, мы уже проходили нечто подобное - и в конце 80-х годов, и в кризис 98 года. Как только в стране начинаются проблемы, так сразу местные власти вдруг вспоминают, что «своя рубашка ближе к телу» - и начинают поддерживать местных производителей в ущерб «варягам».
Пусть зачастую качество местных продуктов ниже, а себестоимость выше, чем «чужих» - все равно губернаторы ставят всевозможные препятствия для ввоза товаров. Собственно, понять их можно – местные предприятия дают налоги в местный же бюджет. Да и часто в у местной администрации есть личная заинтересованность в лоббировании интересов «своих» заводов.
Особенно это лоббирование заметно в алкогольной промышленности – здесь продукция экономически эффективная (тем более, если учесть «третью смену», когда водка выпускается без уплаты акцизов), высоколиквидная и быстро продаваемая. И потому местный бизнес при попустительстве местной власти успевает заработать «лишние» деньги – пока не раздастся начальственный окрик из Москвы.
Самое интересное то, что на местах все понимают, что региональный торгово-промышленный сепаратизм – это очень плохо для экономики страны, а значит, и для конкретного региона. Но это это понимание – абстрактное. А деньги, которые можно заработать сейчас, сразу – явление очень конкретное.
И даже не пугает местные власти то, что федеральные власти совершенно справедливо полагают – за торговым сепаратизмом неизбежно следует сепаратизм политический. И потому душат любой сепаратизм очень тихо - но очень жестко. Россия уже переживала рост сепаратистских настроений. И набор рецептов для борьбы с ним – проверенный и обширный.
Но жадность – великая сила. И непобедимая…
Михаил Смирнов