Недавно прошло сообщение, что губернатор Краснодарского края Александр Ткачев намерен увеличить долю продукции местных ликероводочных заводов на розничном рынке региона до 80%.
Естественно, что у властей нашлось и обоснование такого решения – причем очень правильное и логичное.
«Краевые власти не собираются стимулировать потребление крепкого алкоголя. Речь идет лишь о том, чтобы те 12 литров на душу населения в год, которые в среднем потребляют кубанцы, были действительно качественными и безопасными для жизни», –заявила пресс-служба администрации края.
Самое интересное, что и методы для выполнения такого решения выбраны «бархатные» - каждая партия алкоголя, ввозимого в край, будет тщательно проверяться на соответствие стандартам качества.
Естественно, что региональные власти уверены, что экономика оптовой торговли от такой политики только выиграет. «Большинство оптовиков согласились с тем, что эти задачи не просто выполнимы, но даже выгодны для них самих. Даже те компании, которые до сих пор торговали только элитным импортным алкоголем, выразили желание поработать с «массовым продуктом» кубанского производства», – комментируют решение губернатора в пресс-службе.
…Итак, что мы имеем? А имеем мы рецидив старой болезни под названием: «Хватай мешки – вокзал отходит!». В 90-е годы каждый губернатор вполне закономерно считал местный ЛВЗ своим «кошельком» - товар суперликвидный, оборачиваемость моментальная, себестоимость ничтожная. И проконтролировать объемы производства очень сложно – именно тогда родилась пресловутая «водка третьей смены».
Прошло время – губернаторов стали назначать, налоговые службы подзакрутили краник. И большие федеральные бренды пошли в регионы (куда их раньше не пускали любыми методами).
Но прошли, как говорится в Библии, «семь тучных лет» - и начались «семь тощих лет». Пришел кризис. И местные власти решили опять вернуться к практике жесткого протекционизма – благо, это самый простой выход.
Но вот правильный ли это выход? Сильно сомневаюсь…
Все достаточно просто – «80% местной продукции» означает, что в Краснодарский край завозиться будут только элитные импортные напитки. Но вот о качестве остального ассортимента, который будут поставлять местные производители – придется забыть.
Здесь вопрос не в личностях владельцев предприятий-производителей: они все, поголовно – хорошие люди. Вопрос в бизнесе. Если гарантирован сбыт продукции, то снижать издержки производства хочется очень сильно – буквально нестерпимо…
Но вот что характерно – согласно решению губернатора, будет проверяться качество только ввозимого алкоголя. А вот у местного такой проблемы не будет…
Есть и еще одна сторона проблемы – Краснодарский край это «…Наша здравница, понимаешь», как говорил товарищ Саахов в «Кавказской пленнице». И принятое Ткачевым решение ограничить ввоз «чужого» алкоголя, конечно, даст серьезные поступления в краевую казну. Да и местные – заработают. Но остается еще один вопросик – а сколько народа потравится местными «шмурдяками»? Или просто заработают проблемы со здоровьем, которые будут лечить весь год после отдыха?
…Качество алкогольных напитков – проблема, скорее, философская, чем техническая. При отсутствии конкуренции оно – качество – обычно падает до уровня «не помрут – и ладно».
Нет, я не хочу обвинять всех виноделов и производителей крепких алкогольных напитков в пренебрежении к своей работе. Это честные, порядочные люди, искренне болеющие за свою работу – и сумевшие сохранить элитные алкогольные напитки в трудных условиях: даже горбачевская «борьба с пьянством и алкоголизмом» не смогла их сломить.
Но времена наступили тяжелые – и возможность заработать выступает слишком сильным соблазном…
…Царь Филипп (отец Александра Македонского), говорил: «Один осел, груженый золотом, откроет ворота города скорее, чем тысяча воинов». Отсутствие конкуренции – это тот самый «осел, груженый золотом». Но золото потратится, осел помрет. И тогда придется очень тяжело и трудно восстанавливать качество напитков. И еще более тяжело и трудно восстанавливать репутацию…
Михаил Смирнов