Алкоголь крупным планом

Правда механика Зелёного 15.11.2006

Правда механика Зелёного

    Удивительно, но в России всегда относились к водке слегка пренебрежительно. Хотя водка уже с момента своего изобретения была очень весомым фактором не только экономики, но и политики.
     Судите сами - с момента изобретения водки шесть раз государство вводило монополию на ее производство. Но потом эту монополию отменяло - потому что либо падали поступления в казну, либо начинались народные волнения, либо происходило и то, и другое одновременно. Обе попытки ввести «сухой закон» кончились сменой государственного строя.
    Пожалуй, единственно спокойное для водки и населения время было во времена застоя. Понимали товарищи Брежнев, Суслов, Подгорный и иже с ними, что цена водки и ее наличие в торговой сети есть те константы, которые обеспечивают бытие государства. И эти константы будут покруче «постоянной Планка» и скорости света. Для народных масс изменение скорости света  - фигня. А вот цена водки…
    Но пришли новые времена, наступила демократия - и депутаты с правительством опять с детской непосредственностью полезли в алкогольную политику. Почему? Да потому что все уверены - уж в водке они разбираются получше тех, кто ей занимался годами. Это заблуждение вообще свойственно реформаторам. Поэтому они, развалив целую кучу отраслей (в частности, рыбную, транспортную, сельскохозяйственную), решили, наконец, «порулить» алкоголем. Так что держись, Россия!
    В мульфильме «Тайна третьей планеты» есть такой персонаж – механик по фамилии Зеленый. Так он всегда спрашивал знакомых при встрече: «Ну, чего плохого?». Зададимся этим философским вопросом и мы.
Итак, что есть на сегодня, и чего ожидать завтра?
    Участники алкогольного рынка, пережившие принятие 102 Закона, постепенно к нему приспособились. Акцизная марка есть – «правая» или «левая», не столь уж и важно.  Данные в ЕГАИС - худо-бедно, но вводятся. Появились на рынке и возможности ввести в систему и продукцию «третьей смены» - следовательно, система, как и предполагалось, оказалась «дырявой», и водка на прилавках, все-таки, будет.
    Законодатели и правительство, наконец-то, решили исправить самые  вопиющие несообразности 102-го закона. В частности, парфюмерию исключили из списка алкогольной продукции. Но это, пожалуй, единственная положительная новость…
   Дальше начинаются новости плохие. И самая главная из плохих новостей – Правительство и Дума полезли «пресекать»,  «улучшать» и «совершенствовать».
    Минфин предложил ограничить нижний порог цены на водку – определив его в 60 рублей: все, что дешевле – незаконно. Итогом этой идеи станет массовый рост самогоноварения, рост отравлений техническими жидкостями.
    В Думе мысли идеи по введению монополии на производство спирта. Итог этой идеи – резкое подорожание алкоголя, парфюмерии, себестоимости продукции, при производстве которой используется этиловый спирт (а это химическая промышленность, машиностроение, авиация и много еще чего).
     В кулуарах подумывают о том, чтобы вообще ввести монополию на изготовление и продажу алкогольной продукции. В итоге все сведется к созданию акцизных складов – закрытых не так давно.
    Более рациональная мысль, высказываемая отдельными экспертами – выпуск на предприятиях «Росспиртпрома» дешевых, народных «казенных» сортов водки. На что, конечно, высокоморальное правительство и непьющая Дума не пойдут.
Итак, что мы имеем?
   В стране нет разумной идеологии развития алкогольного рынка. Люди, пытающиеся ее формировать, с алкогольной промышленностью знакомы только как потребители – то есть, никак не знакомы. Так что в ближайшие два года (вплоть до выборов Президента России) никаких разумных мыслей и действий от законодательной и исполнительной ветвей власти ждать не приходится. Ожидается только еще большее закручивание гаек для законопослушных производителей. Они к этому уже привыкли, хотя и кряхтят.
    В ближайшее время в торговой сети начнется ажиотаж по поводу дрожжей и сахара. Технические жидкости будут пользоваться еще большим успехом у покупателей. А желтые глаза станут модной «фишкой» 2007 года.

Михаил Смирнов


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: