Кризис, дополненный очередными «новшествами» российского правительства, поставил производителей алкогольной продукции в интереснейшую позицию.
Население, потеряв часть доходов из-за кризиса, начинает отказываться от водок среднего ценового сегмента – решив, что если водка бывает только «вкусной или очень вкусной», то зачем переплачивать лишние 40-50 рублей за бутылку? Но правительство ввело минимальную цену – и теперь самая дешевая легальная водка не может стоить на полке меньше 100 рублей.
В итоге получается, что дешевой, «бюджетной» водки на прилавках просто не будет – она автоматически «переползает» в средний ценовой сегмент. Но ее качество от этого лучше не становится. Так что можно прогнозировать с достаточной степенью вероятности - скоро прилавки будут заполнены «бюджетной» водкой, но по цене 100 рублей и выше. И россияне брать ее станут меньше – в очередной раз возродив древнее искусство самогоноварения, а также выпивания всего, что горит, но не дрова.
Для производителей в подобной ситуации остается, в принципе, только один выход – расширять или менять ассортимент, находя еще незаполненные ниши.
Но самое интересное, что одна из таких «ниш» известна в России уже очень давно – наверное, еще со времен изобретения водки. Это – горькие настойки.
Стоит напомнить, что первоначально водка была не «продуктом питания», а лечебным препаратом. И когда лекари выяснили, что настой целебных трав на водке лечит гораздо лучше, чем водный настой (его называли «декохт»), то они начали активно настаивать водку на всем «гербарии». А народ, соответственно, начал активно лечиться такими водочными настоями. И, что характерно – очень успешно.
Но приход к власти большевиков и последующая индустриализация привели к тому, что ассортимент горьких (да и сладких) настоек сократился до минимума – при плановой экономике проще выпускать что-то одно, но массово.
А тут подоспела политика оголтелой борьбы с пьянством и алкоголизмом, в ходе которой лечебные свойства горьких настоек буквально «вытаптывались» из сознания людей. Алкоголь – яд! И все…
Но ведь настойки от этих воплей полезными – при разумном употреблении, естественно! – быть не перестали….
Кстати, китайцы всегда относились к спиртным напиткам очень рационально. То есть рассматривали (и рассматривают по сей день) напитки изначально с позиции полезности. И, как видите, неплохо развиваются…
К чему это я все рассказываю? А вот к чему. У нас в стране производство горьких настоек на женьшене, маральем корне и прочих полезных «дикоросах» не развито совсем. Но если сказать потребителю, что тот же олень-марал в период гона питается только маральим корнем, но за две недели успевает не только поорать и подраться, но и «подружиться» с самкой более ста раз – то спрос на горькую настойку на этом корне с прилавков сметать будут, несмотря на любые цены…
Теперь о главном – где взять эти самые «дикоросы»? Уж точно – не в Китае. Там народ научился так «подгонять» химический состав сырья под тех.задание, что все будет тютелька в тютельку – а вот пользы не будет совсем…
Но, как всегда, в России есть все – и даже больше. У нас сохранилась система сбора и переработки дикоросов до уровня очень качественного сырья. Стоит это сырье несколько больше, чем китайское. Но по качеству превосходит его – в разы…
Так что тот производитель, кто первым начнет выпуск настоек на травах, захватит рынок. И кризис с минимальной ценой будет ему – по барабану. Потому как народ лечиться не перестанет. А уж тем более – настойками…
Михаил Смирнов