Портал алкогольной продукции

Теги
Поиск по сайту
Подпишитесь на новости

сегодня: 23/01/2018

Алкоголь крупным планом

История предсказанного кризиса 24.07.2006

История предсказанного кризиса

Наполеон любил говорить: «Надо ввязаться в драку, а там посмотрим». Принцип, конечно, хороший. Но – для гениев, которые практически никогда не ошибаются (Ватерлоо не в счет). В нашем правительстве Наполеонов (по размеру таланта) явно не хватает. Но метод широко используются. С практически прогнозируемыми результатами.

Иногда нам кажется, что мысль: «Хотели как лучше, получилось – как всегда», принадлежит не великому и мудрому Черномырдину. А является той самой «русской идеей», которую безуспешно ищут российские философы (и вообще все пьющие россияне) уже не одну сотню лет… 
     
История головотяпства
     
Обвал рынка начался, как обычно - не по причине природных катаклизмов. Ничего случайного: дату начала кризиса, по крайней мере, за полгода до его наступления предсказывали все – и высоколобые аналитики, и просто здравомыслящие граждане. И, к сожалению, все оказались правы - 1 июля 2006 года Правительство таки ввело в действие поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции».

Идея у государственных чиновников была, как обычно, правильной. Провозгласив своей целью борьбу с нелегальным оборотом спиртного, кабинет министров ввел новые акцизные марки со штрих-кодом, теоретически позволяющим проследить путь каждой бутылки от производителя до потребителя при помощи Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).

В соответствии с поправками в Закон новые акцизные марки должны были выдаваться с 1 января 2006 года. И Госдума (решив, что за полгода производители и импортеры успеют освоить новую технику), с 1 июля 2006 года запретила продажу алкоголя с акцизными марками старого образца.

Разговаривать с производителями и оптовиками, естественно, никто не захотел. Незабвенный городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский тоже считал: «Купцы все – жулики, выжиги и плуты!». Потому что они умного скажут? Вот в правительстве – это да, это умницы и гении, можно сказать – слонопотамы экономической мудрости…

Но случилось то, что обычно  у нас случается. Новые марки появились на таможнях лишь в марте. Нового оборудования для маркировки продукции, как обычно, на всех не хватило. А система ЕГАИС сразу же начала «сбоить» и «глючить», намертво парализовав оптовый рынок. И в ночь на  1 июля «хрустальная карета» превратилась даже не в тыкву, а в дулю - огромное количество скопившегося на складах алкоголя  мгновенно стало нелегальным.

В итоге за минувшие два месяца убытки производителей значительно превысили 1 млрд руб., а госбюджет недополучил более 9 млрд руб. доходов. Импорт сократился до микроскопических величин. Рынок «схлопнулся». Финита подкралась незаметно…

Что получила страна? Страна получила искусственный кризис на пустом месте. И рост потребления фальсификата и суррогатов - тех самых, борьбой с которыми и мотивировалось введение новых марок и  ЕГАИС. И рост самогоноварения – у народа длинная память, и аппараты зарыты в сараях еще с 80-х…  
     
Как вылезать будем?
     
Преодоление кризисов – традиционно любимое занятие российского правительства во все века. Но есть и еще одна традиция – правительство должно пококетничать и попытаться переложить ответственность на других (типа – сами дураки и бездельники!).

Поэтому кабинет министров (даже понимая, что очередной раз наступил на грабли) быстро признать свои ошибки и начать сотрудничать с производителями и  оптовиками по их исправлению, естественно, не может.

Но делать что-то надо – народ безмолвствует-безмолвствует, а потом как придут выборы! Но при этом надо еще и чувство собственного достоинства не уронить. Поэтому правительству надо «и невинность соблюсти, и капитал приобрести» - мы ему не завидуем…  

Исходя из своей сложной позиции, правительство после обращения участников алкогольного рынка и общественности сделало первый шаг - выпустило письма Федеральной налоговой службы и Минфина. В этих документах дается разрешение, и определяются условия перемаркировки алкоголя уже не на территории производителя, а на оптовых складах. А это - около 80 млн. бутылок с акцизными марками старого образца.

Но это – половина вопроса. С новыми марками и их переклейкой производители алкоголя и оптовики более и ли менее справляются. Правда, участники рынка и эксперты уверены, что вино, которое вернется на полки  магазинов, будет уже дороже 20-30 процентов.

Другая часть проблемы – пресловутая ЕГАИС. Вернее, ввод в нее данных. На днях было принято решение временно отказаться от услуг автоматики и разрешить вручную заносить сведения об алкогольной продукции в компьютер налоговой инспекции, который будет передавать их уже на сервер системы. 

Однако, по мнению пресс-секретаря Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадима Дробиза, это всего лишь временно-промежуточное решение для того, чтобы хоть как-то спасти положение. Кстати, решение – не всегда действенное. Есть факты, когда импортеры привозят дискету с данными в налоговую, а там им говорят: «А мы еще к ЕГАИС не подключены»… 

По оценке Вадима Дробиза цены на появляющееся в торговле спиртное уже в большинстве случаев повышены: «Я сам обошел магазины в выходные. Например, сейчас нет водки дешевле 100 руб. Столовые вина подорожали на 15–20%. Получается, отсекается массовый потребитель».

Что касается элитного алкоголя, то, скорее всего, если не будет новых катаклизмов, он быстро восстановит свои позиции. Но это -  5–7% населения…

Окончательное решение о судьбе ЕГАИС должно быть принято лишь 1 августа. И мы надеемся, что власти признают, что система нуждается в серьезной доработке, и оставят ее в режиме опытной эксплуатации. Если этого не произойдет, вино с прилавков опять исчезнет. А если учитывать, что к советам специалистов чиновники прислушиваются в последнюю очередь, такой вариант развития событий представляется вполне возможным….

Так что – ждем августа?
     


html

Возврат к списку


Ваше имя:
Введите Ваше сообщение

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке:
Защита от автоматических сообщений

Версия для печати
Новости сайта RSS  Алко NEWS



Дни рождения


Новости сайта  Каталог фирм
Название компанииТип продукции
ГК Академия Сервиса (ООО) Сырье
Группа Компаний "Руст" (ОАО) Другой крепкий алкоголь, Сухие вина, Виски, Плодово-ягодные вина, Сладкие вина , Коньяк, Полусухие и полусладкие вина , Сл. алкогольные коктейли , Игристые вина/шампанское, Ликеры, Водка
Transmeja (ЗАО) Транспортные услуги