07.07.2015
ПЭТ: практично, экологично, технологично
Многие российские потребители, конечно, помнят, как решала вопрос с упаковкой продуктов питания советская торговля, такое не забывается: колбасу или сыр заворачивали в толстую серую бумагу. Сметану отгружали в принесенную за пазухой стеклянную баночку, за квасом ходили с бидоном, а за пивом с трехлитровой банкой (их еще называли «баллонами»), а то и с автомобильной канистрой.
Сегодня все изменилось, и одним из вестников технического прогресса стала ПЭТ-упаковка.
В качестве сырья для ее изготовления используется полиэтилентерефталат, который был впервые получен еще в 1941 году в лаборатории английской компании British Calico Printers. В СССР тот же материал называли лавсаном, в честь места разработки — Лаборатории Высокомолекулярных Соединений Академии Наук. Именно под этим названием ПЭТ прославил Владимир Высоцкий, который поведал советскому народу в своем «Письме в сельхоз», что лавсан «вещь хорошая».
Лицензию на использование нового материала купила американская DuPont, которая в начале 70-х годов прошлого века и выпустила первую ПЭТ-бутылку. Специалисты корпорации вели целенаправленный поиск упаковки, способной составить достойную конкуренцию стеклу, однако ПЭТ превзошла ожидания как своих создателей, так и потребителей. Достаточно сравнить: если ПЭТ-бутылка объемом 0,5 литра весит около 28 граммов, то стеклянная бутылка аналогичного объема до 350 граммов. ПЭТ абсолютно прозрачна, что делает ее привлекательной для упаковки питьевой воды, но ее можно окрасить в любой цвет в зависимости от требований производителей и предпочтений потребителей. Так, для розлива пива традиционно используются затемненные коричневые или зеленые пластиковые бутылки, которые не пропускают ультрафиолет и таким образом помогают сохранить первозданный вкус и аромат напитка.
Пиво в ПЭТ это еще и повод для гордости, ведь здесь Россия на целый корпус опережает западных конкурентов: впервые янтарный напиток в ПЭТ-бутылки начали разливать в Москве в 1994 году на комбинате «Очаково», а зарубежные пивовары последовали нашему примеру чуть позже. Сегодня же пиво в ПЭТ можно купить даже в по праву гордящейся своими традициями Чехии, а в скандинавских странах, где власти с особой бдительностью контролируют все вопросы, связанные с безопасностью пищевых продуктов, в пластиковую тару разливают самую разнообразную продукцию. Не менее строг контроль над
производством и качеством продукции и на российских заводах, выпускающих продукты в ПЭТ-упаковке.
О преимуществах ПЭТ заявляют и экологи: ученые США, Европы, России в ходе независимых экспертиз уже давно установили, что ПЭТ абсолютно безопасен и, напротив, куда экологичнее, чем, к примеру, стеклянная упаковка. Так, выбросы углекислого газа в атмосферу при производстве стеклянных бутылок в 2,5 раза больше, чем при производстве ПЭТ.
Помимо янтарного, в ПЭТ-бутылки помещают самые разные продукты: многие виды молочной продукции (такие как молоко, йогурты, кефир, ряженка и т.д.), детское питание, воду, квас. Заметим, некоторые производители разливают в ПЭТ премиальные сорта своей продукции. Особенно эффектно смотрится в прозрачной пластиковой бутылке топленое молоко.
Охотно разливают в ПЭТ и растительное масло, а также столовый уксус. Можно перечислить и продукты непищевой промышленности, давно и крепко подружившиеся с ПЭТ-упаковкой. Это различная фармацевтическая продукция (в том числе лекарства, эмульсии, растворы), косметика (шампуни, лосьоны, кремы, моющие средства (например, составы для мытья посуды), технические жидкости для строительства и ремонта (грунтовки, антисептики, морилки, клей), товары для автомобиля (масло, антифриз, жидкость для стеклоомывателя) и многое другое.
Еще одно очевидное преимущество пластиковой упаковки заключается в том, что она поддается почти полной переработке. Например, в Великобритании сегодня перерабатывается 70% ПЭТ-бутылок, в Германии 80-85%, а в Швеции (и это самый высокий показатель в Европе) 90-95%. Производители ПЭТ в Европе платят специальный налог, в который заложена стоимость будущей переработки упаковки. Из этих денег государство и финансирует строительство заводов по утилизации ПЭТ.
Таким образом, все аргументы свидетельствуют о том, что на сегодняшний день ПЭТ является не просто востребованным, но одним из незаменимых видов упаковки, и будущее именно за пластиковой бутылкой.
Дополнительная информация:
html