Алкогольный рынок России находится в «интересном» положении. Но вот вопрос – что получится в результате? То ли родится новый и относительно здоровый рынок, то ли – «не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка»?
Итак, на фоне кризиса мы имеем следующую картину – из-за недостатка «оборотки» часть компаний банкротится. Часть «душится» местными властями, требующими безусловной выплаты налогов. Часть – получает от местных же властей послабления и помощь, дающую надежду на выживание.
Общая тенденция – слабые (а скорее – недальновидные) компании уходят с рынка, а регионы используют возможность взять «под свое крыло» производство и продажу алкогольных напитков. В принципе, ничего особенного – кризис иногда полезен для любой отрасли. Кто-то уйдет, кто-то придет. А в общем и целом картина не изменится – алкогольные напитки были и будут на полках магазинов.
Но это – в теории. А у нас в России жить «просто так» жить неинтересно. И процесс изменений вмешиваются федеральные власти. Так что можно смело прогнозировать - последствия кризиса в алкогольной отрасли будут совершенно непредсказуемыми, Но сам процесс будет о-о-ч-чень интересным!
Дяденька, дай порулить!
Итак, инициативу, как всегда, проявили депутаты, которые предлагают ввести налог на производителей водки, который пойдет на медпомощь россиянам.
Законопроект, подготовленный председателем подкомитета по государственному регулированию рынка подакцизных товаров Госдумы Виктором Звагельским, предлагает установить "ответственность производителей за выпускаемую ими алкогольную продукцию и механизм определенного возмещения ими вреда здоровью граждан, вызванного употреблением такой продукции". Короче говоря, депутаты решили обязать производителей перечислять на оказание медицинской помощи россиянам 2 рубля с пол-литровой бутылки водки. Предполагаемый объем полученных средств - более 5 млрд рублей.
Но и это еще не все! Возмещать вред Звагельский предлагает с помощью обязательных платежей, которые производители будут отчислять саморегулируемой организации «на оказание медицинской помощи в наркологических и иных специализированных медицинских учреждениях».
В проекте закона даже сделаны расчеты – как брать и сколько. Базой должен стать физический объем безводного этилового спирта в произведенной алкогольной продукции. Ставка -10 рублей за 1 литр спирта. То есть для производителей водки (крепость 40%) устанавливаются отчисления - 4 рубля с 1 литра, или 2 рубля с бутылки 0,5 литра. У отказавшихся платить компаний депутат предлагает приостанавливать действие лицензий на производство алкоголя.
По данным Росстата за 2007 год, в стране было произведено 1,385 млрд литров 40-градусной продукции, из них водки и ликеро-водочной продукции - 131,5 млн дал. Учитывая, что объемы производства крепкого алкоголя из года в год колеблются в пределах 10%, объем средств, уплачиваемых производителями алкоголя по ставке 4 рубля за 1 литр, составит около 5-5,5 млрд рублей.
Деньги на лечение алкоголиков – неплохие. И идея, на первый взгляд, здравая. Но только на первый взгляд. Дело в том, что сама идея такого закона – порочная. И является наглядным примером того, что дилетанты просто не видят истории вопроса и перспектив развития ситуации. В общем, как в старом анекдоте: Идет съезд КПСС и генсек объявляет: «А сейчас слово предоставляется комсомолу!». Выходит к трибуне комсомолец и говорит: «Дяденька, дай порулить!»…
Комсомолец может организовать слет туристов и собрание – в этом он профессионал. Но вот управлять государством – это совсем другое. А у нас специалисты в области машиностроения, мореходства или транспорта, ничтоже сумняшеся, лезут поруководить алкогольной отраслью – на том основании, что они выпивают, а значит и понимают в алкоголе…
Почему нельзя драть семь шкур?
Все очень просто – после первого «сдирания» налоговой «шкуры» с алкогольного бизнеса во всем мире власти останавливаются. Потому что понимают – алкогольная промышленность остается промышленностью, в которой важны экономические показатели - себестоимость, прибыть и т.д.
А у нас в стране водка – что угодно, но только не товар. Ее считают то виновницей всех бед России, то спасительницей ее же. Водке то молятся, то ее проклинают, отдают должное ее роли в истории, сокрушаются, что ее производят много (или мало). И все забывают, что водка и другие алкогольные напитки – это пищевой продукт - и все. И не более ядовитый, чем тот же уксус…
Сейчас отпускная цена водки эконом-класса составляет 60-65 рублей, цена на полке - около 85 рублей за бутылку 0,5 литра. То есть за бутылку надо выложить без 15 рублей – сотку. Напомним – за не самую качественную водку…
Естественно, что при зарплатах в большинстве регионов в 5-6 тысяч рублей и при существующих ценах на продовольственные товары «потребительской корзины» обычный человек почти 100 рублей за бутылку платить не будет. И не потому, что он алкаш – просто отдавать значительную часть зарплаты в ущерб семье он совершенно справедливо считает неправильным. А раз так – то производители «левой» водки получают нового клиента. И человек не боится отравиться - ведь по старой российской традиции водка бывает либо хорошей, либо очень хорошей…
Как пишет «Коммерсантъ», законопроект был внесен в Госдуму через две недели, после того как министр внутренних дел России Рашид Нургалиев рекомендовал депутатам продумать систему мер, позволяющих использовать доходы от продажи спиртного для реабилитации и лечения от алкоголизма. Мы далеки от мысли о том, что проект – быстрый «отклик» на высказывание министра: конечно, работа велась над ним давно. Но это – показатель, того, что мысль: «во всем виноваты водочники» - очень сильна.
И грустно, и смешно – все понимают, что убивает не сам раствор этилового спирта, а человек, который его пьет. Но по инерции борются с раствором. Естественно, победить не могут – он раствор, а потому всегда побеждает. Но в процессе «особо понимающие» люди стригут политические и экономические купоны: ведь борьба с водкой - этакий «бесконечный апельсин», который никогда не кончится…
Самое смешное – что может кончиться. Сегодня законодательная и налоговая политика направлена на удушение российской национальной алкогольной промышленности. Размер акциза уже пересек «черту разумности», местные власти регулярно «рекомендуют» дать деньги на всяческие мероприятия и фонды. Про взятки уже не говорю…
В конечном итоге – «официальную» водку будут производить «за бугром». Но будет ее очень мало, потому что основной объем алкоголя в России будет либо «подпольной» водкой, либо спиртосодержащими жидкостями, либо вообще самогоном. В общем, «объем» все равно будет выпит – как показывает история России, так было всегда. Но только государство практически ничего не получит…
«Заготсбытспецвторживсырье»
В одной из книг так называлась «очень важная» контора, созданная для регулирования торговли рогами и копытами. И очень хочется, чтобы недавно созданный специальный орган по регулированию алкогольного рынка не превратился в такое «заведение».
Но сможет этот комитет полноценно работать только в том случае, если ему передадут функции по контролю над отраслью в полном объеме. То есть отнимут функции из тех 8 министерств и ведомств, по которым они распределены сейчас. А те отдавать явно не захотят.
Вторая проблема - «Росалкоголь» нужно было начинать с написания поэтапного плана с прописанной нормативно-правовой программой. А этого нет.
Конечно, это хорошо, что у нас в стране оборотом алкоголя будет заниматься отдельное ведомство. Возможно, что создание подобного контролирующего (и хотелось бы - управляющего) органа избавит рынок от принятия нелепых законов и постановлений. И очень хотелось бы, чтобы новый орган начал осуществлять взаимодействие между государством и бизнесом. Хотя последнее - сомнительно...
Сегодня в каждом субъекте РФ существуют общественные организации, представляющие алкогольный рынок того или иного региона, и наиболее важной задачей «Росалкоголя» должна быть работа с данными структурами, для разработки единой концепции развития алкогольного рынка. Но, повторюсь, это, к сожалению, сомнительно...
Эффективные механизмы борьбы с теневым оборотом алкоголя - задача и государства, и рынка. Так называемая «нелегальная» водка на полках есть, и у нас её в стране больше 30% от всего оборота. Сегодня в связи с кризисом отмечается падение рынка, но это мало относится к «нелегальным» производителям. Со стороны государства, надо, конечно, бороться с коррупцией, делать проверки товара в магазинах. Но главное - разработать разумную политику в области алкоголя, при которой выгоднее будет продавать легальные напитки. Со стороны бизнеса и общественных организаций нужно препятствовать попаданию на рынок подобной продукции. Хотя пока ей торговать выгоднее, чем легальной, такого, скорее всего, не произойдет. Вводить минимальную цену можно, но это не остановит производителей «нелегальной» водки, а просто переведет их продукцию в другую ценовую нишу и послужит развитию «откатных» схем. Более того, в связи с подорожанием «валового» продукта, мы встретим увеличение количества отравлений суррогатами.
Для борьбы с нелегальным рынком такой орган не нужен, он нужен для упорядочивания работы и развития прежде всего легального алкогольного рынка и изменения структуры потребления населением алкоголя. Нелегальный рынок и потребление спиртосодержащих жидкостей - явления социальные. А с этой задачей «Росалкоголь» не справится. Другое дело, что выход может быть только один - превращение акцизной политики государства из фискальной в социально-экономическую.
В России надо выпускать легальную водку для малоимущего населения - а этого можно достичь выпуском водки со сниженным акцизом. Сегодня с каждой бутылки водки 0,5 л при минимальной цене от 75 до 80 рублей за бутылку государство получает в виде акциза и НДС около 45 рублей. И если снизить этот акциз, то больше пить люди не станут. Они станут пить качественный алкоголь – а это значительно лучше, чем стеклоомыватели…
Михаил Смирнов
Михаил Максимов