Запрет на продажу алкоголя через Интернет, введенный четыре года назад, остается в силе и если какие-то производители и закупали насосы для спирта под интернет-продажи, то они останутся без дела. Верховный суд признал ограничение законным. Оспорить запрет пыталась компания «Европа», однако ей противостоял Роспотребнадзор, ведущий активную борьбу с алкоголизмом. Покупка алкогольных напитков через Интернет оказалась вне закона после введения Правил продажи дистанционным способом в сентябре 2007 года. Запрет на онлайн-торговлю касается всех товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Признать недействующими пункты правил, касающиеся продажи алкоголя, попыталось ООО «Европа», обратившееся с соответствующим заявлением в Верховный суд. 4 октября суд признал ограничения на продажу алкоголя через Интернет законными, сообщил вчера Роспотребнадзор на своей сайте. Ведомство также сообщило, что непосредственно участвовало в «формировании консолидированной позиции государственных органов» по этому вопросу. Роспотребнадзор считает, что запрет онлайн-продаж помогает профилактике алкоголизма и сокращает масштабы «злоупотребления алкогольной продукцией».
Связаться с ООО «Европа» вчера не удалось. Тем не менее РБК daily выяснила, что одноименная компания фигурировала в деле о нарушении закона о рекламе в июле этого года. Липецкое УФАС оштрафовало ООО «Европа» на 100 тыс. руб. Поводом стал рекламный ролик компании на телеканале СТС с отсылкой на сайт www.europa-ts.ru, через который можно заказать на дом различные товары, в том числе и алкоголь. Антимонопольное ведомство, ссылаясь на п. 5 Правил дистанционной торговли, признало рекламу «Европы» недостоверной и ненадлежащей.
На сайте торговой компании говорится, что она является розничной сетью, состоящей более чем из 30 торговых центров, торгово-развлекательных комплексов и магазинов, расположенных в Курской, Липецкой, Воронежской, Белгородской и Орловской областях.
Опрошенные РБК daily эксперты уверены, что запрет на онлайн-продажи алкоголя не эффективен. В Интернете продают дорогую элитную продукцию, и это небольшие объемы в масштабах всего рынка, отмечает глава отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз.
Через Интернет не покупают водку за 100 руб., основные покупатели — либо потребители нелегального алкоголя, разлитого по канистрам, либо любители дорогих элитных напитков, добавляет президент Ассоциации импортеров вин Михаил Блинов. По его оценке, доля дорогого алкоголя, продаваемого через Всемирную сеть, сейчас мизерная, она не дотягивает и до 1% от оборота российского рынка.
При этом г-н Блинов подчеркивает, что компании, продавая в Интернете алкоголь, находят возможность с помощью юридических ухищрений не нарушать напрямую закон: например, оформляют два договора — купли-продажи и на транспортировку товара. Если бы не запрет, рынок интернет-продаж алкоголя существенно увеличился бы, до 2%, что немало для сегмента качественного алкоголя, считает г-н Блинов.
«Конечно, запрет не нанесет большого урона состоятельному покупателю, он просто купит элитные напитки в бутике, пусть и дороже», — считает г-н Дробиз. А вот на нелегальный оборот алкоголя в виртуальной Сети запреты не влияют. Цивилизованные операторы теперь уйдут с этого рынка, а подпольные останутся и будут развиваться, резюмирует эксперт.
По материалам РБК Daily