Алкоголь крупным планом

Российское вино – надежды или разочарования отрасли? 11.10.2011

Российское вино – надежды или разочарования отрасли?

Действия государства, предпринимаемые в отношении укрепления позиций российского вина на алкогольном рынке, противоречивы. В частности, в России разрабатывается закон о виноградарстве и виноделии, а также принимается концепция развития этих отраслей на период до 2025 года. По мнению официальных структур, данные мероприятия позволят построить винную инфраструктуру в стране, расширить площадь виноградников, создать новые рабочие места и увеличить налогооблагаемую базу государства. С одной стороны, сегмент действительно нуждается в поддержке на высоком уровне. С другой, не может ли эта помощь пойти во вред, как отрасли, так и потребителю? Какими могут быть для рынка последствия после данных нововведений? И как это может повлиять не изменения алкогольного сегмента страны в целом? Об экспертном видении ситуации рассказывает коммерческий директор сети алкогольных гипермаркетов «Vinberry» Максим Винокуров.

У российского вина сегодня есть единственное конкурентное преимущество – цена, которая и является определяющим фактором у покупателей при выборе продукции. Более 90% вин России находится в недорогом сегменте, стоимостью до 200 рублей. А учитывая тот факт, что российский потребитель в большей  степени не умеет ориентироваться в винном ассортименте и определять качество продукции, в борьбе за покупателя побеждает демпинг. Сейчас культура потребления вина развивается лишь в городах-миллиониках, в «глубинке» все остается по-прежнему. В недорогом сегменте потребитель зачастую видит бренды-однодневки, которые выпускаются на рынок по низкой цене, чтобы в максимально короткие сроки быть проданными. А после того, когда партия такой некачественной продукции будет реализована, вновь будут созданы новые бренды. Что стоит за таким снижением стоимости продукции? В первую очередь, ухудшение качества вина, которое имеет сомнительное происхождение, производится из виноматериалов, а не определенных регионов и сортов винограда.

На примере нашей сети, которая сосредоточена в московском регионе, российское вино в денежном соотношении занимает лишь около 7% от всего ассортимента. Если этот объем переводить на количество бутылок, то цифра увеличивается до 10% от всех продаж. В ближайшие 2-3 года цифра, вряд ли, значительно изменится. Это объясняется тем, что в нашей стране сформировалась стабильная аудитория потребителей, разбирающихся в вине и предпочитающих к употреблению качественную импортную алкогольную продукцию.

Есть немного российских производителей, создающих действительно интересные и качественные продукты. Но на сегодняшний момент они не работают в масштабах всей страны, поскольку объемы их производства этого не позволяют. А поднимая таможенные тарифы на качественное импортное вино, этот сегмент начинает терять своего потребителя в России. Качественное импортное вино становится дорогим, а российское вино на этом фоне выигрывает в цене, но проигрывает в качестве. Так, многие энтузиасты отрасли не выживают в этой конкуренции, которая создается не по естественным законам рынка, а бюрократическими методами и подменой качества на количество. Вспомним и небезызвестный печальный исторический факт, когда четверть века назад в советские времена на государственном уровне была принята программа борьбы с пьянством. В результате непродуманных действий были массово подчистую уничтожены многие великолепные виноградники. Отечественная отрасль винопроизводства потерпела колоссальные убытки. Лишь недавно она стала возрождаться. Ведь должно пройти несколько лет, пока вырастет виноград, создастся техническая база и инфраструктура хотя бы для одного производства. А если учитывать, что каждые 2 года в алкогольной отрасли происходят нововведения, то поднимаются акцизы, то изменится закон, это все бумерангом отражается на жизнедеятельности предприятий виноделия и их капитале. Но в первую очередь - на  создании полноценно винного производства в России. Если винный бизнес делать добросовестным, то физически не удастся получить цену ниже той, которую предлагают конкуренты, работающие с виноматериалами и некачественной продукцией.

Ситуация с вином в России сравнима с реформами в отечественном автопроме. В свое время были введены пошлины на импорт автомобилей из других стран. Тем самым искусственно сделали российские машины более конкурентоспособными. Их качество при этом осталось на прежнем уровне, зато цена стало гораздо ниже той, которую смогли предложить иностранные производители автомобилей, вынужденные платить высокие таможенные сборы. Однако конкурировать должны товары, стоящие в одной нише рыночного сегмента и обладающие аналогичными характеристиками. Вполне естественно, что японский автомобиль может конкурировать,  скажем, с немецким, а не с российским, уступающим в разы по характеристикам. В результате все равно крайним в ситуации оказывается потребитель. Но если в сфере производства автомобилей Россия имеет опыт, то с винной отраслью дела обстоят иначе. Здесь нет квалифицированных кадров; вузов, где готовили бы таких специалистов, инфраструктуры.

Даже если в отрасль будут инвестировать на государственном уровне, вопрос эффективного расходования этих средств остается открытым. Безусловно, отрасль нуждается в реформировании и финансовой поддержке, но на практике любая хорошая инициатива приобретает сомнительные формы.

«Винберри» - первая специализированная сеть алкогольных гипермаркетов в России. Формат сети предполагает расположение гипермаркетов в крупных торговых центрах на площадях не менее 1000 кв.м. Ассортимент сети насчитывает не менее 3000 наименований различной алкогольной продукции со всего мира. Сумма среднего чека в гипермаркетах составляет около 800 рублей. Сеть отличается от своих конкурентов ценовой политикой -при покупке большего количества бутылок предоставляется максимальный объем скидок. При покупке от трех бутылок любых алкогольных напитков покупатель экономит до 10% от стоимости каждой отдельной продукции. При покупке от шести бутылок - экономия составляет уже до 20%. Информационная система навигации, действующая внутри магазинов, поможет подобрать алкоголь в соответствии с личными предпочтениями и поводами для покупки. План развития сети на ближайший год предполагает открытие гипермаркетов в Москве и Московской области.  До конца 2011 год планируется открыть 6 гипермаркетов.


По материалам Аlcoonline.ru


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: