16.08.2011
«Черная полоса» и методы ее преодоления
Мало кто знает, что автором сценария фильма «Полосатый рейс» был великолепный писатель-маринист, моряк по профессии Виктор Конецкий. Так вот - Виктор Петрович отличался умением создавать фразы, которые становились афоризмами. Достаточно вспомнить боцмана в «Полосатом рейсе», который, спрятавшись от тигров в их же клетке, заявил: «Боцмана без хрена не сожрешь!».
К чему это я? А вот к чему.
В зоопарке день открытых дверей
Сегодня ситуация в российской алкогольной отрасли очень похожа на положение этого самого боцмана. Попробую разъяснить столь замысловатую аналогию.
Алкогольная отрасль в настоящее время переживает «черную полосу» своего бытия.
Если проводить аналогии - тигр по кличке «Росалкогольрегулирование» уже значительно снизил «демографическое давление» на рынке, схарчив многих игроков. Остались либо самые верткие особи, либо самые крупные, либо те, кто близок к дрессировщикам. Кстати, чаще всего – это особи одновременно верткие, крупные и близкие.
Лев по кличке «Госдума», как и положено гривастому, начальственно рыкнул новым «Законом об ограничении» - и свалил на каникулы, отсыпаться. Отложив разбирательство с последствиями на потом.
А обезьяна со сложным именем «Антиалкогольная общественность» с восторгом поприветствовала и «Большую Чистку», и законотворческое «Взрыкивание». И сейчас находится в перманентно взволнованном состоянии и творческом поиске – как бы еще нагадить производителям и продавцам алкоголя. По крупному или по мелкому – это уж как выйдет.
Итак, в результате, алкогольная отрасль, как боцман, оказалась в клетке жесточайших запретов на продажу, ужесточенных еще и постоянно возрастающим акцизным бременем. Вокруг, роняя слюну с клыков, бродит тигр РАР, а обезьяна со сложным именем «Антиалкогольная общественность», радостно визжа, норовит открыть дверцу, чтобы тигру было удобнее вести диалог…
Черная полоса продолжается!
Для водочников, повторюсь, настала «черная полоса». И общая тенденция говорит о том, что эта самая сегодняшняя «черная полоса» достаточно скоро покажется «белой полосой».
Антиалкогольная общественность совместно с Минфином только в азарт вошли – и пока не задавят легальное производство водки, не успокоятся. И говорить им, что они следуют ложным предпосылкам, совершенно бесполезно. «Трезвенники» искренне уверены, что запретами можно победить алкоголь, а минфиновцы – что поднимая акцизы, можно собрать дополнительные средства в бюджет. И никаких доводов они не слушают.
Для примера: попытайтесь объяснить добропорядочному гражданину Папуа-Новой Гвинеи, происходящему из племен джали или ментаваи, что есть людей – нехорошо. Он, конечно, покивает. Но в душе останется убежден - вместе с телом врага он съедает и его силу. Если эту силу оставить в несъеденном трупе, то победа будет неполной или ненастоящей и враг сможет им навредить. И доказать этому самому добропорядочному гвинейскому гражданину, что его убеждение неправильно - абсолютно невозможно. Потому что он искренне верит в верность своей теории.
Так же невозможно доказать искренне уверовавшим трезвенникам вместе с Минфином, что их «запретительная» деятельность ведет только к росту потребления наркотиков, спиртосодержащих жидкостей и самогоноварению. Искренняя вера логике не поддается. Хотя бы потому, что оперирует она простыми понятиями: это хорошо – а это плохо, делай так – и будет тебе счастье, если враг не сдается – его уничтожают.
Не скрою, вера сама по себе – штука очень нужная и важная: она дает моральные ориентиры, которые, собственно, делают человека человеком и позволяют существовать обществу.
Но решать только с помощью веры научные, экономические и социальные вопросы – согласитесь, уже перебор. Вера в существование Божие – это одно: сам факт по определению недоказуем. А вера в то, что «Россия спивается» – это совсем другое: здесь можно взять цифры и посмотреть.
Стоит только посмотреть на цифры надо непредвзято, как сразу выяснится, что Россия по потреблению алкоголя занимает 22 место в мире, что основная масса населения либо совсем не пьет, либо потребляет в год минимальные дозы алкоголя (это если включить в этот список пресловутые тортики, конфеты с ликером и прочую безобидную продукцию, при изготовлении которой используется алкоголь).
И станет понятно, что серьезно лечить надо лишь к 3 миллиона алкоголиков. И вернуться к системе лечебно-трудовых профилакториев, чтобы 30 миллионов много пьющих не забывали страх Божий – а в случае запойного пьянства работали на народ путем строительства дорог, подметания улиц и осуществления погрузочно-разгрузочных процессов.
Для того, чтобы бороться с потреблением алкоголя несовершеннолетними, достаточно, как в той же Америке, давать реальные сроки продавцам, отпустившим алкоголь этим самым несовершеннолетним. Пусть «вилка» сроков будет от административных 15 суток до 1 года колонии-поселения – этого вполне достаточно, чтобы ни один продавец не продал бутылку пива без паспорта даже ветерану Куликовской битвы.
А доблестным сотрудникам полиции приказом вменить отлавливать поддатых недорослей, выяснять, кто им продал (или налил) алкоголь – и по той же схеме. И, заодно, штраф родителям.
Всех – вдребезги пополам!
Конечно, 33 миллиона человек, имеющих проблемы с алкоголем – это много. Это, действительно, проблема. Но причем здесь остальные 110 миллионов человек?
Искренне не понимаю, зачем, вместо того, чтобы спокойно и планомерно решать проблему снижения потребления алкоголя, устраивать «пожар в сумасшедшем доме во время наводнения»?
И уж совсем не понимаю, зачем использовать методы из анекдота:
- Василий Иванович, а что с Анкой?
- Да палец вывихнула. И я ее застрелил. Чтобы не мучилась…
Любому непредвзятому наблюдателю понятно, что снижение доступности алкоголя путем повышения цен, уменьшения количества магазинов и сокращения срока их работы – явно не панацея. Что в «идеальных» скандинавских странах с алкоголем обстоят дела далеко не так, как это декларируется.
Много чего выяснится, если посмотреть на проблему алкоголя непредвзято. Но кто смотреть будет? Куда как проще заниматься с трибун уничижением: «Россия спивается!» и поддакивать западным «экспертам», презрительно, через губу советующим, что делать с «этим вечно пьяным русским быдлом».
Вот, например, «Единая Россия» определилась, под какими лозунгами выйдет на выборы - ее главной «фишкой» в борьбе за избирателя станет проблема алкоголизма и наркомании.
«Алкоголизм в нашей стране входит в число пяти основных проблем наравне в дорогами, тарифами ЖКХ и жильем. Главной жертвой недуга, по нашим опросам, становятся молодые люди после вузов, жители городов-миллионников и деревень», — делится наблюдениями лидер «Молодой гвардии» Тимур Прокопенко.
По данным региональных исследований ФОМ, наиболее острой проблемой в России алкоголизм назвали 34% респондентов, наркоманию — 29%.
…Ну, прежде всего, «молодогвардеец» Прокопенко забыл шестую основную проблему – дураков. Но это так, к слову…
А теперь – по поводу алкоголизма. Понятно, что с ним гораздо легче бороться, чем с наркоманией. Вернее – не бороться, а демонстрировать борьбу.
Ведь что предлагают единороссы? Помня неудачный опыт горбачевских времен, они хотят решать проблему алкоголизма без спешки. «У нас был прецедент в стране, когда активная борьба с алкоголиками привела к росту токсикомании, — отмечает Прокопенко. — Мы уже приняли решение приравнять пиво к алкоголю, и такие меры с нашей стороны будут продолжаться». Также единороссы вместе с «Народным фронтом» выступили с законодательной инициативой повысить возрастной порог для продажи алкоголя и табака с 18 до 21 года.
То есть, если говорить доступным языком, самая крупная политическая партия предлагает не рубить собаке хвост за один раз – а делать это постепенно. И Горбачев с Лигачевым были не правы только в одном – что поторопились.
А вот то, что сама идея «всеобщего запрета алкоголя» по определению – ложная, политики не задумываются. Ведь как рассуждают единороссы: народ говорит, что алкоголизм – это плохо. Так запретим алкоголь - и нас поддержат на выборах.
Но первая беда в том, что рассуждения эти – по принципу «средней температуры по больнице». Вы, уважаемые, в Нижнем Тагиле спросите, что они считают опаснее: алкоголизм или наркоманию?
Вторая беда – уверенность единороссов в том, что все инициированные ими законы будут выполняться. А если и не будут, то для начала дадут выигрыш на выборах. Так вот мой прогноз: приравнивание пива к алкогольным напиткам, сокращение времени продажи алкоголя, повышение возрастного порога с 18 до 21 года – чистой воды политиканство. Потому что в России нет главного – продуманной политики в отношении алкоголя. Политики, рассчитанной на годы, а не на ближайшие выборы. И как следствие, ее отсутствие делает любые инициативы по запрету и ограничению невыгодными в политическом и экономическом плане.
Мне, например, обидно, что лидирующая партия априори считает меня потенциальным алкоголиком и быдлом. А ведь именно то следует из всех предложений «Единой России» в области борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Справедливости ради надо сказать, что предложение единороссов по поводу приравнивания наркодилеров и их пособников к серийным убийцам – абсолютно правильное. Пока власти и общественность вели шумную, но неэффективную борьбу с алкоголем, количество наркоманов за последние 5 лет увеличилось в 11 раз.
Однако не стоит забывать, что алкоголь – не героин, анаша или «крокодил». И принципы борьбы с пьянством и алкоголизмом резко отличается от принципов борьбы с наркотиками. Имеются ввиду эффективные принципы, дающие результат, а не лозунги.
Так чо делать-то?
Однако вернемся от политики к водке. В принципе, есть два пути, чтобы преодолеть «черную полосу», наставшую для производителей крепкого алкоголя (далее – водочников).
Путь первый – начать проработку проекта государственной политики в отношении алкоголя.
А для этого, прежде всего, прекратить «войнушку» с пивоварами: сегодняшняя тактическая победа (приравнивание пива к алкогольным напиткам) – это залог стратегического поражения в недалеком будущем. Примеров этому в истории – масса.
Во-вторых, четко определить позиции отрасли:
1. Производителям и продавцам алкогольных напитков не нужны алкоголики и пьяницы – они составляют ничтожную часть покупателей. Алкоголиков необходимо лечить в сети лечебно-трудовых профилакториев – чтобы они трудом покрывали расходы на свое содержание.
2. Бороться с пьянством алкоголизмом только запретами – неэффективно и убыточно прежде всего, для государства. Ограничения должны быть логичными и взвешенными. Например, ответственность вплоть до уголовной за продажу алкоголя несовершеннолетним приемлема и необходима. А резкое сокращение числа торговых точек, занимающихся реализацией алкогольной продукции, проведенное без учета численности населения проживающего в районе – недопустимо, потому что это ведет к опасности возникновения конфликтов. И т.д.
3. Законодательно запретить алкоголь невозможно – все попытки это сделать провалились во всем мире. Единственный реальный путь снижения потребления алкоголя: пропаганда культуры потребления алкогольных напитков – своеобразной «инструкции по безопасной эксплуатации». При этом акцент должен делаться на то, что «лучше не пить совсем». Естественно, программа по культуре потребления должна прорабатываться с учетом особенностей социальных групп – чтобы каждая из этих групп получала информацию, в виде понятном и доступном ее пониманию.
Путь второй для преодоления «черной полосы» - тактический. Наше государство сегодня испытывает проблемы с наполняемостью бюджета. Проше говоря – денег нет и не будет. И потому все эти предложения по разработке национальной алкогольной политики будут упираться в непонимание и в желание еще раз «ободрать шестую шкуру у телефона».
Поэтому необходим нестандартный подход – такой, который предприняла «Казенка» в ответ на участившиеся случаи отравление россиян поддельным алкоголем на турецких курортах.
Напомню - на сегодняшний день достигнута договоренность о поставках «Казенки» на турецкий рынок в количестве 150 тыс. бутылок ежемесячно на первый год и увеличении объема до 4 млн бутылок на последующие годы.
Так что боцмана (то бишь «Казенку») без хрена не сожрешь!
Некоторые эксперты воспринимают такую «экспансию» с юмором. А зря…
На самом деле экспорт русской водки вполне может стать достаточно интересным и полезным занятием. Для государства – копеечкой в дырявенький бюджет. Для производителей водки – великолепной «отмазкой» при наездах со стороны Минфина: мы, дескать, не россиян спаиваем, а пополняем казну. А, кроме того, экспортеров наше государство на рефлекторном уровне старается не трогать.
…Кстати, когда пойдет денежка налоговая от экспорта, тогда производителям водки и можно будет голос повышать – и его благосклонно услышат. Возможно. И даже помогут государевы люди продавить нашу водовку на ихний рынок.
P.S. Тут недавно узнал, что Франция все свои нефтяные контракты закрывает за счет экспорта только сыра. Может, брехня. А может – и нет…
Дополнительная информация:
html