Алкоголь крупным планом

Полусухой закон. Шо – опять?! 13.07.2011

Полусухой закон. Шо – опять?!


Ей-богу, странная у нас власть. Очень странная. Живет она в каком-то своем мире, оторванном от реальности. И этот властный мир, абсолютно уверенный, что уж он-то точно знает, что надо «этому самому народу», принимает решения, сообразуясь со своей логикой. А логика политика отличается от обычной человеческой логики, как слон от велосипеда – единственное, что их объединяет: на обоих можно ехать.

…Кроме того, есть еще одна большая проблема, которая создает неимоверные сложности при подготовке законов. Наши законодатели, получив значок на грудь и удостоверение в карман, вдруг ощущают, что у них происходит расширение лба до поистине ленинских размеров. И всякие там оракулы (включая дельфийского), аналитики (включая академиков и даже Толика Вассермана), специалисты отраслевые, практики и теоретики  - только мешают своими мелкими замечаниями Великому Законотворческому Процессу. Чего они могут сказать, если у них нет желтых штанов и КЦ? Ой, простите – значка, кабинета в Госдуме и права тыкать кнопки «за» или «против», если дежуришь по голосованию?
      
Собственно, справедливости ради, надо сказать, что и в министерствах и ведомствах тоже есть свои удостоверения и кабинеты. И там народ тоже непростой – он, понимаете ли, обличен доверием. И на работу в галстуке ходит. Бумаги всякие пишет. А тут какая-то мелочь под ногами болтается…
     
Тут недавно в «Комсомолке» было опубликовано интервью доктора Рошаля по поводу принятия закона об охране здоровья. Так вот в своем интервью он, в частности, сказал: «…Большая ошибка Минздравсоцразвития, что они не умеют и не любят слушать другие мнения. Зря. Я, наоборот, стараюсь: ребята, говорите против, чтобы мысль оттачивалась. Почему любые иные мнения – это как личные оскорбления?».
     
В интервью много еще чего было сказано – и о торопливости в подготовке закона, и о том, что только обратившись к Путину, удалось (УДАЛОСЬ!!!), отложить принятие закона на осень!  Хотя в нем дырок и несоответствий целая куча. Да и сама концепция тоже нуждается в обсуждении.
     
Только представьте себе: Леонид Михайлович Рошаль - детский хирург, доктор медицинских наук, профессор, Президент  Национальной медицинской палаты, Директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, член Общественной палаты, «Детский доктор мира» (1996 г.), «Европеец года», «Россиянин года», «Звезда Европы 2005», эксперт Всемирной организации здравоохранения. И он радуется, что удалось отодвинуть «сырой» закон для дополнительного обсуждения! Причем не министерство прислушалось к человеку – а его сверху заставили прислушаться.
     
Вопрос – кто лучше понимает в организации медицины: человек, «в поле» заработавший уважение профессионалов всего мира, или чиновник, который осуществляет временное руководство согласно полученным сверху указаниям?
     
А вот и неверно. Потому как у чиновника по должности ума больше. Так он считает…
     
А законодатели – чего законодатели? Они-то уверены, что раз закон вынесен на голосование, то за него голосовать надо. Потому как медицина – лес глухой, а документ, вроде, толстый и красивый…
     
О чем это я? А вот о чем…
     
Слова доктора Рошаля о том, что в ведомствах не хотят слушать специалистов, работающих «на земле», лишний раз подтверждается принятием в трех чтениях закона о регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Депутаты перед отпуском быстренько приняли закон в трех чтениях – поскольку, вроде, правильно говорят, с пьянством надо бороться, вникать некогда, да и незачем…
     
Да и к тому же лоббировал этот закон Виктор Звагельский, признанный в депутатской среде спец по этим вопросам.
     
И что получили в итоге? В общем-то, сырой закон, который не будет работать, даже если его стилистически поправить. Потому как бесполезно наводить глянец на трактор «Сталинец». Потому как стоит он красиво, а вот поехать – уже никак…
     
Не верите? Да пожалуйста.
     
Согласно новому законопроекту, который проштамповала дума, любой напиток, который содержит более 0,5% спирта, будет считаться алкоголем. Эти напитки можно будет купить только днем и только в стационарных магазинах.
     
Сразу возникает совершенно справедливый вопрос – а что делать с квасом, кефиром, кумысом, таном, конфетами с ликерами и коньяком, тортами и прочими продуктами, в которых алкоголь содержится, но алкогольными напитками не являются?
     
…И тут же приходит ответ через прессу, удивительно похожий на цитату из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» - «Мы этот список напишем. Потом. В будущем году. Если захотите…».
     
В итоге: списка нет. А пока он не появится – любой милиционер может приходить в любой молочный магазин каждый день с утреца и закрывать его. А также подвергать руководство магазина и продавцов санкциям. О которых немного ниже…
     
Правила продажи алкоголя стали еще более жесткими. Запрет на ночную торговлю (с 23.00 до 8.00) коснется всей алкогольной продукции, к которой законопроект относит любые напитки крепче 0,5%.
     
Запрет не касается пунктов общественного питания: они смогут торговать алкоголем ночью. Понятно, безалкогольные клубы, кабаки и рестораны – это вообще нонсенс: где же тогда напряжение снимать власти предержащим?
     
Далее говорится о введении полного запрета на продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах, которыми, например, считаются торговые палатки и ларьки. Напомним, пиво теперь – алкогольный напиток.
     
Но палатка в Москве и палатка в маленьком городке или деревне – это разные палатки. Без торговли алкоголем содержание торговых палаток и ларьков, особенно в деревнях и селах, нерентабельно — на продаже круп и хлеба много не выручишь. А если закроются нестационарные торговые объекты, то люди в мелких населенных пунктах будут вынуждены ездить за продуктами «за десятки километров».
     
На мелкорозничную торговлю приходится 25-30% российских продаж пива. Если в нестационарных объектах запретят продажу пива, понесет убытки мелкорозничный бизнес. Кстати, некоторые пивоваренные компании, например SABMiller, смотрят на этот пункт не очень трагично. Наверное, думают, что пиво – это такая таинственная субстанция, которая дырочку к потребителю всегда пророет. И, возможно, пивовары правы…
     
Кардинально увеличен перечень мест, где запрещено распитие алкоголя. В в детских, образовательных, спортивных и медицинских учреждениях, на объектах культуры и прилегающих к ним территориях, на общественном транспорте, дворах, подъездах, лифтах, детских площадках, рекреационных зонах - в том числе лесах, скверах, парках, садах, прудах, озерах, пляжах.
     
Кстати, употреблять алкоголь в этих рекреационных местах можно будет, только если он куплен в расположенных на этих территориях пунктах общественного питания. То есть в парке из бутылки пиво пить нельзя, а из полулитрового пластикового стакана уже можно – потому как он куплен «во-о-о-о-н в той кафешке!».
     
По действующему КоАП, если кто не знает, распитие алкогольных напитков в общественных местах влечет наложение штрафа от 100 до 700 руб., а появление в состоянии опьянения может привести к аресту на 15 суток.
     
Вот как интересно! С одной стороны, вроде, нельзя. А вот с другой стороны – вроде, можно. Но не всем. И не из всего. Но теперь обойдется дороже.
     
Говорят, что сотрудник полиции теперь будет получать значительно больше. И возникает вопрос – а нужно ли будет сотруднику новое большое денежное довольствие при таких расценках «за распитие и появление»? Наверное – нужно. Ведь наголодался сотрудник полиции за «тощие» годы…
     
Если подводить итог, то единственное, что мне нравится в этом законе – это то, что продавец, отпустивший пиво подростку, может реально сесть. Именно продавец.
     
А так – очередное баловство с законом произошло. Приняли, проголосовали, и посчитали, что это уж точно пресечет пьянство и алкоголизм в России.
     
И что дальше? Дальше – новые проекты, мероприятия типа ужесточения контроля (и вообще – чтобы не пили). Но будут ли они работать – эти самые законы, мероприятия и ограничения? Нет, не будут. Потому как к реальной жизни отношение они имеют очень даже абстрактные.
     
И последнее – совершенно бессмысленно вводить в действие закон, который контролирует только половину рынка алкоголя (нелегальной части рынка наплевать с высокой башни на этот закон). Смысл в этом законе есть только в одном случае – если кто-то решил монополизировать легальную часть рынка алкоголя. Причем совершенно ясно, что этот «кто-то» - не государство.
     
В сухом остатке мы имеем «полусухой закон» с неконтролируемым ростом «нелегалки», самогоноварения, потребления ССЖ. И ростом коррупции – куда же без нее…
     
…Кстати, старый анекдот.
     
Секретарь райкома советуется с ветераном партии, которая до революции (для конспирации, конечно) была содержательницей публичного дома.

- Понимаете, Раиса Семеновна, райсовет у нас плохо работает – какое решение ни примут, так либо не выполняется, либо выполняется, но плохо. Или вообще – не туда. Может, поставить нового председателя райсовета?

- Вообще-то, Владлен Карпович, в мое время, если публичный дом становился убыточным, то меняли не руководство, а трудовой коллектив…
     
     
Михаил Смирнов 


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: