«Росспиртпром» вчера обнародовал годовой отчет за 2010 год. Как следует из материалов, у амбициозной компании, руководство которой мечтает о завоевании 40% алкогольного рынка, проблем больше, чем реальных успехов. За год полноценной работы «Росспиртпрому» не удалось достичь впечатляющих объемов производства и приблизиться к лидерам, и это на фоне многомиллионных убытков.
Как следует из отчета, выручка «Росспиртпрома» в 2010 году составила 3,58 млрд руб. против 263 млн руб. годом ранее, при этом чистый убыток вырос почти вдвое — со 159 млн до 324 млн руб. Почти половина убытка (145,6 млн руб.) возникла из-за списания долгосрочных финансовых вложений в связи с ликвидацией компаний, акции которых были внесены государством в уставный капитал «Росспиртпрома», поясняется в документе. Речь идет о предприятиях «Вагрон» (куплено в 2011 году украинским производителем водки «Хортица»), «Винзавод Воронежский», «Теткиноспирт» и ВИНАП.
На формирование убытка также повлияло привлечение кредитов в связи с нехваткой оборотных средств. Кроме того, госкомпания вынуждена арендовать недвижимость и оборудование у ФГУП «Росспиртпром», которое пока еще не передало все активы на баланс акционерного общества.
Производственные показатели «Росспиртпрома» также не впечатляют. Согласно отчету, в 2010 году госкомпания произвела 1,75 млн дал водки, что составило 2% легального российского рынка, 228 тыс. дал коньяка (3%) и 777 тыс. дал «Советского шампанского» (4,8% сегмента игристых вин). Ситуация с «Советским» выглядит наиболее плачевно — по итогам 2009 года его доля была почти вдвое выше.
«Росспиртпром» получил лицензию на производство «Советского» в апреле 2010 года после того, как ФКП «Союзплодоимпорт» не без скандала разорвало договор с предыдущим лицензиатом — компанией «Винэксим». Создатели «Путинки» испортили отношения с ведущими заводами — производителями игристых вин, в результате чего те отказались разливать «Советское». В результате его доля в 2009 году рухнула с 28 до 8,9%.
Передача «Советского» «Росспиртпрому», имеющему мощную дистрибуционную команду, должна была реанимировать известную марку, однако этого не произошло, несмотря на то что госкомпания сумела договориться со всеми заводами-отказниками.
В отчете «Росспиртпрома» указано, что причиной падения производства «Советского» стала высокая конкуренция со стороны «Российского шампанского», выпускаемого на большинстве заводов, и наличие в торговых точках «Советского», произведенного еще по заказу «Винэксима» с заведомо заниженной стоимостью (около 100 руб. на полке).
Анализируя ситуацию на алкогольном рынке, составители отчета отмечают, что для занятия значимой доли рынка крепкого алкоголя и успешной конкуренции с лидерами «Росспиртпрому» требуется значительное финансирование рекламных и маркетинговых мероприятий, развития и продвижения товарных знаков, а также расширения сети дистрибуции. При этом в документе не указано, где «Росспиртпром» мог бы взять необходимые деньги. В отчете подчеркивается, что в 2010 году компания не получила ни копейки госдотаций и субсидий.
Тем не менее в материалах подтвержден ранее принятый курс развития «Росспиртпрома», согласно которому к 2015 году компания должна стать безоговорочным лидером рынка с долей в 40%. Согласно этому плану, госкомпания уже нынешний год должна завершить с прибылью, однако добиться этого можно, существенно увеличив размер оборотных средств.
Как рассказывал ранее РБК daily гендиректор «Росспиртпрома» Владимир Иванов, размер оборотных средств в 2011 году должен составить 4,78 млрд руб., которые пойдут на увеличение производства, реконструкцию предприятий и продвижение марок. Эта сумма существенно превышает размер кредита, полученного госкомпанией в 2010 году от Россельхозбанка (порядка 1,2 млрд руб.).
В компании не скрывают, что ситуация не самая простая, но при этом рассчитывают, что после того, как «Росспиртпром» разберется с наследством ФГУП, амбициозные планы руководства наконец начнут претворяться в жизнь. «Наш главный ресурс — это производственные мощности, которые постепенно вводятся в эксплуатацию после передачи от ФГУП, — заявил РБК daily руководитель пресс-службы «Росспиртпрома» Александр Коровка. — Задачей компании было и остается привлечение владельцев брендов к сотрудничеству. Так, начало работы с государственными торговыми марками в 2010 году позволило нам впервые за два года получить операционную прибыль от продаж в размере 44 млн руб.».
По материалам РБКdaily