Алкоголь крупным планом

Виноторговцы могут доиграться: ФАС считает, что высокие цены на импортное вино похожи на картельный сговор 25.04.2011

Виноторговцы могут доиграться: ФАС считает, что высокие цены на импортное вино похожи на картельный сговор


Пока шли шумные битвы между пивоварами и водочниками, импортеры вина «сидели на дереве», подобно обезьяне из китайской поговорки – и с интересом наблюдали эту картину, заодно «под шумок» накручивая денежку на свой товар. Причем делали это, как в анекдоте: «Купил за рубль, продал за пять – вот на эти четыре процента и живу…».

Но счастье, как гласит народная мудрость, не бывает долгим. Особенно если оно – финансовое. Сразу образуется очередь из интересующихся: «А чегой-то вы так хорошо живете? Рынок – говорите? Все по закону – говорите? Это он на Западе – рынок! А у нас вся Россия изнемогает от напряжения за гораздо меньшую прибыль!».

Вот и глава ФАС России Игорь Артемьев намедни заявил, что возглавляемое им ведомство может завести дела на продавцов импортного вина. Потому как высокие торговые наценки можно истолковать как картельный сговор. Либо злоупотребление монопольным положением крупнейших компаний на рынке - что тоже не бодрит.
К таким выводам антимонопольщики пришли после того, как провели анализ рынка импортного вина и  выделили компании, которые «могут иметь доминирующее положение».
Летом прошлого года ФАС провела анализ работы крупнейших российских импортеров. Среди них «Симпл», «Лудинг», «Дионис Клуб», «Русьимпорт», а также структуры крупнейших ритейлеров Metro, Real, SPAR, «Перекресток», «Седьмой континент», «Азбука вкуса» и пр. И существенную часть цены составляла именно наценка розничных сетей. В среднем от 44% до 51% на разные ценовые категории вин.

Проверка показала, что двойная перепродажа и торговая наценка на импортное вино дают рост стоимости более чем на 80%. А такую наценку - как пишет агентство «Финмаркет» - можно объяснить либо картельным сговором, либо монополизмом нескольких компаний.
В июне 2010 года заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов заявлял, что существенную часть составляет наценка розничных сетей - это в среднем от 44% до 51% на разные ценовые категории вин. При этом закупочная цена у производителей колеблется от 13% - для дешевых вин до 22% - для дорогих в конечной розничной цене. На наценку оптовика приходится 15-19%, на выплаты оптовиков торговым сетям - около 7%, от 1% до 5% могут составлять другие расходы оптовых организаций. При этом в структуре розничной цены затраты на логистику вина составляют порядка 1-8%, в зависимости от ценовой категории.

При этом, отмечали в ФАС, наценка значительно варьируется от страны происхождения: на вино Нового Света (Чили, Аргентина и т.д.) она чаще не превышает 30%, в то время как на европейские вина - более 45%. По оценкам ФАС, средняя таможенная стоимость литра ввозимого в Россию вина составляет $2,97 для абхазских вин, $2,80 - для чилийских, французские вина стоят в среднем $2,69, итальянские - $1,94. Вина из Молдавии ввозятся в Россию со средней ценой $1,52 за литр, из Германии - $1,50, Испании - $1,34, Аргентины - $1,20 и Украины - $1,17. По данным статистического учета Франции, средняя отпускная стоимость вина у местных производителей составляет $0,68 за литр.

В общем, как показывает грустный опыт российской действительности, в ближайшее время у импортеров начнутся «радостные времена» - с проверками, штрафами, воплями: «Побойтесь Бога! Какие прибыли! Мы же бедные, с хлеба на квас перебиваемся!» и прочими ритуальными танцами, которые стали уже неотъемлемой частью российского бизнес-фольклора.

…Но самое интересное то, что ФАС никак не может понять, что вино – это не водка. Вино   «хрупкое»: не любит тряски, перепадов температуры, солнечного света. И  чтобы его привезти, сохранить и доставить на полку в хорошем качестве - требуются условия, которые сами по себе стоят денег…


Михаил Смирнов

По материалам: Финмаркет 

Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: