30.03.2011
Культура пития и ответственное потребление
Своей главной социальной задачей производители алкоголя считают поддержание неизменно высоких стандартов качества выпускаемой продукции, а также культуры потребления алкоголя
В борьбе за умеренное потребление спиртных напитков у государства появился мощный союзник — производители алкоголя. Компании активно разрабатывают программы, направленные на повышение грамотности при покупке спиртных напитков и популяризацию спорта. Тандем государство—алкогольные компании может оказаться вполне успешным.
В феврале Госдума приняла в первом чтении поправки к федеральному закону об обороте алкогольной продукции. Для ужесточения норм торговли, конечно, есть определенные предпосылки. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от алкоголизма погибают 2,5 млн человек — это 4% смертных случаев. В России, несмотря на положительную динамику (по данным Росстата, с 2004 по 2009 год количество людей, состоящих на учете с профильными диагнозами, снизилось на 10%, смертность от алкоголизма уменьшилась с 40 тыс. до 13 тыс. в год), ситуация со злоупотреблением алкоголя остается напряженной.
Эксперты связывают это в первую очередь со сложившимся в стране северным типом потребления. По словам историка водки Бориса Родионова, Россия является единственной страной в мире, в которой население в качестве алкогольного напитка в 99% употребляет водку, тогда как жители западных стран предпочитают вино. "Социальная ответственность государства заключается в выработке политики, направленной на изменение структуры потребления алкоголя, предусматривающей снижение доли разведенного спирта и замещение его на более безопасные дистилляты",— говорит Борис Родионов.
В компании Nemiroff одной из основных причин алкоголизации считают негативную структуру потребления. "Она во многом формирует легкодоступность нелегальной продукции по сверхнизкой цене без гарантии качества. Отсюда алкоголизм и высокая смертность при отравлении таким алкоголем. Сокращение нелегального оборота — одна из первоочередных задач государства. В этом заинтересованы как само государство, так и ответственные игроки рынка — легальные компании, отвечающие за качество своей продукции перед потребителями и честно выплачивающие налоги в госказну",— говорит Александр Глусь, президент компании.
Производители алкоголя всерьез задумываются о социальной ответственности перед обществом, и у многих из них разработаны серьезные программы, направленные на снижение уровня и изменение характера потребления алкоголя в России.
Но сначала о социальной ответственности. Что понимают под этим популярным сегодня термином сами производители? "Социальная ответственность любого бизнеса в первую очередь заключается в выпуске качественной продукции, обеспечении достойных условий труда, соблюдении законодательства, полной уплате всех налогов, минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Без этого невозможно устойчивое развитие бизнеса,— соглашается Алексей Кедрин, директор по корпоративным связям и информации компании "Балтика".— Вся подобная деятельность регулируется деловыми практиками, основанными на соблюдении принципов корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность на "Балтике" осуществляется системно и охватывает все сферы деятельности: от экономии ресурсов до развития культуры ответственного потребления".
Корпоративную социальную ответственность называют неотъемлемой частью бизнес-стратегии в компании Nemiroff. Своей главной задачей производитель видит поддержание неизменно высоких стандартов качества выпускаемой продукции, а также культуры потребления качественного алкоголя. "Компания реализует принципы социальной ответственности во всех сферах деятельности: экономической, управлении человеческими ресурсами, производстве и экологии, социальной политике,— говорит Александр Глусь.— Более того, мы являемся участниками сети Глобального договора ООН, что предполагает использование в деловой практике принципов соблюдения прав человека, трудовых норм, гарантирования деятельности компании в соответствии с мировыми отраслевыми стандартами, сохранения окружающей среды и противодействия коррупционным проявлениям".
Социальная ответственность компании начинается с создания необходимых условий труда для персонала, уверен Александр Глусь. Максимальная безопасность на производстве, его экологичность, на 100% легальная заработная плата — вот только часть из них. Компания имеет собственную лицензию на обучение с правом выдачи дипломов государственного образца. В среднем ежегодно дипломированными специалистами бесплатно становятся около 100 человек. Кроме того, дети сотрудников имеют возможность за счет компании обучаться в вузах страны.
Своей главной социальной задачей производители алкоголя считают поддержание неизменно высоких стандартов качества выпускаемой продукции, а также культуры потребления алкоголя
Другой значительный момент — это высокая ответственность за готовый продукт: натуральность используемых ингредиентов, безопасность и безупречно высокое качество.
И еще один немаловажный аспект — это общественная работа компании. "Совместно с Фондом братьев Кличко реализуется программа "Спортивную Украину строим вместе". Цель программы — реконструкция и модернизация спортивных залов по всей Украине и обеспечение малоимущему населению бесплатного доступа в эти залы. Для реализации этой программы подписываются соглашения с местными муниципалитетами. Также компания поддерживает украинское кино в мире — современный кинематограф Украины был представлен на фестивалях в Германии, Польше, России, Франции",— рассказывает Александр Глусь.
Давними традициями в сфере социальной ответственности может гордиться Diageo. По словам Елены Кузнецовой, директора по корпоративным отношениям Diageo в России и Восточной Европе, концепция социальной ответственности получила распространение в России не так давно и зачастую тон задавали международные компании. "Международный опыт показывает, что наиболее эффективными являются инициативы в области непосредственной компетенции компаний. Операторы алкогольного рынка глубже других понимают и отрасль, и свою продукцию. Они способны оценить негативные последствия, которые может нести алкоголь при его неумеренном потреблении как для отдельных людей, так и для общества в целом. Наши основные принципы — продвижение мировых стандартов ответственного маркетинга и популяризация понятия ответственного употребления алкоголя",— говорит Елена Кузнецова.
Производители алкоголя уверенно движутся в заданном направлении — изменить структуру потребления в России, а заодно и отношение к нормам и правилам пития.
Так, на сайте компании "Русский винокур" представлены практические рекомендации по социально ответственным нормам потребления, предупреждения о недопустимости управления автомобилем после принятия алкоголя, советы по борьбе с похмельем. "Но главная социальная ответственность — в пропаганде здорового образа жизни, снижения регулярности и дозировок употребления алкоголя, формирования, вернее, возрождения умеренного употребления качественного алкоголя. Алкоголь — это прежде всего часть гастрономической культуры, а не средство ухода от мрачной окружающей реальности любой ценой",— говорит менеджер компании Руслан Брагин.
Для формирования в обществе более взвешенного отношения к алкоголю на протяжении нескольких лет предпринимает шаги компания Diageo. Например, в рамках программы DrinkIQ ("Алкогольная грамота") на сайте компании потребители узнают о природе алкоголя и его воздействии на организм. Ссылка на сайт DrinkIQ.com размещается на контрэтикетке продукции компании. Кроме того, компанией был реализован проект "Алкоголь и дорога", медицинская программа "Раннее выявление и профилактика" и консультативная — "Крепкая семья".
"Пивовары разделяют озабоченность властей уровнем потребления алкоголя в стране и самостоятельно способствуют развитию ответственного потребления, в том числе занимаясь саморегулированием отрасли",— рассказывает Алексей Кедрин, директор по корпоративным связям и информации компании "Балтика". Например, компанией принят Кодекс чести российских пивоваров, содержащий ряд самоограничений в сфере продвижения продукции. Все рекламные материалы, выпускаемые в поддержку брендов "Балтики", содержат специальный знак "+18" ("Продажа пива несовершеннолетним запрещена"), а маркетинговые коммуникации не ориентированы на аудиторию до 18 лет.
В настоящее время производители алкоголя активно поддерживают государство в намерении снизить нелегальный оборот и уменьшить вред, причиняемый чрезмерным потреблением. Компании готовы делиться опытом, инвестировать в профильные программы, тем самым консолидировать усилия и стать верными союзниками государства.
По материалам КОММЕРСАНТЪ
Дополнительная информация:
html